Главная Воспитание ребенка Модели общения с ребенком. Какая нужнее?
Можно решать проблемы с помощью ремня?
 

Модели общения с ребенком. Какая нужнее?

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Наверняка ни для кого не секрет, что детям как воздух необходимо общение со взрослыми. Оно влияет на качество воспитания малыша, определяет характер поведения ребёнка в детском коллективе. В педагогике коммуникационная схема «взрослый-ребёнок» строится на двух основных типах (моделях). Они представляют собой полярные способы общения взрослого с ребёнком. Их отличие состоит не только в механизме функционирования, но и в итогом результате воздействия на личность ребёнка. Попробуйте определить, по какой схеме строится Ваше взаимодействие с ребёнком или специфика его существования в детском саду.

И так, 1 тип – это учебно-дисциплинарная модель. Долгое время на её основе строился образовательный процесс в нашей стране. Основной целью этой системы коммуникации «взрослый-ребёнок» было насыщение детей знаниями, умениями и навыками любой ценой и любыми средствами. Основной принцип работы педагога звучал: «Делай, как я!». От детей требовалось неукоснительное соблюдение правил, жёсткая дисциплина. В качестве лучшего средства воздействия использовались довольно суровые методы на основе наставлений, требований, запретов, в ход шли порой даже угрозы и наказания. Перед педагогом стояла задача выполнить учебный план. Этого требовало вышестоящее руководство, а вместе с ним и вся образовательная система той поры. В подобных обстоятельствах методические рекомендации становились законом, не имеющим поправок и отступлений. Процесс воспитания и обучения не желал видеть в ребёнке полноправного субъекта образования. Ребёнок являлся экспериментальным объектом, на котором можно проверять теории воспитания. Дети - пластичный материал, глина, из которой надо было вылепить людей, достойных общества, но похожих друг на друга как горошины в стручке.

Занятия с малышами в детский учреждениях ни чуть не отличались от школьных уроков в своём самом грустном значении. Тот же организационный принцип (помещение, поделённое на две зоны – преподавательскую и ученическую), та же основополагающая педагогического процесса – учитель всегда прав, он обладает истиной в последней инстанции, инакомыслие не приветствуется и игнорируется. Детей постоянно призывают к порядку и дисциплине. Ведущий вид детской деятельности – игра отодвигается на задний план, она воспринимается взрослыми почти как атавизм, не имеющий нужной образовательной нагрузки. Похожая ситуация обстояла и с произведения искусства. Им отводилась отнюдь не главная, но второстепенная роль. Они использовались взрослыми отнюдь не для развития в детях чувства прекрасного, а скорее как способ хоть на короткое время привлечь внимание детей к занятию.

Последствия приложения данной модели на практике приводило к печальным, но вполне закономерным итогам. Наблюдалось взаимное отдаление взрослых и детей, постепенное нарастание у последних негатива к любым вмешательствам взрослого в их внутренний мир. Дети не стремятся проявить себя, выразить свою индивидуальность. Зачем это нужно? Ведь за тебя всё обдумают и решат взрослые. Это зарождает в душе ребёнка сомнения в собственных силах и способностях, апатию к познанию мира. Ребёнок либо мирится с этим, превращаясь в безропотное, ведомое создание, либо объявляет войну подобным воспитательным принципам, внутренне и/или открыто восстает против диктата образовательной системы. Он пытается отстоять своё право быть самоценной и самодостаточной личностью. Дома поведение ребёнка может быть кардинально противоположным тому, что он демонстрирует в стенах детского сада. Маленький человек учится хитрить и существовать в рамках «двойного стандарта» - «дома делаю, что хочу», «в садике делаю, что скажет тётя».

Совсем другое дело - личностно-ориентированная модель. Она не имеет ничего общего с первой моделью, всё тех же субъектов общения – взрослого и ребёнка. Педагог выстраивает своё общение с детьми по принципу: «Не рядом и не над, а вместе с детьми!» Для него ребёнок – маленький алмаз, нуждающийся в правильной, профессиональной огранке. Взрослый не пытается за уши подтянуть ребёнка до своего уровня, но бережно берёт ребёнка за руку и старается смотреть на мир его глазами. Ребёнок очень чутко реагирует на искренне и доброе отношение к себе. У малыша зарождается доверие и интерес к такому большому и ещё непознанному миру, он ощущает свою причастность к нему, это пробуждает в нём чувство радости. Он пусть и маленькая, но неотъемлемая частичка этой жизни, без него мир не был бы столь прекрасным, разнообразным, полным секретов, которые ему ещё предстоит разгадать. Наставник, продумывая специфику воспитательного прочеса, отталкивается в первую очередь от внутренних особенностей каждого малыша. Не может идти никакой речи о манипулятивном отношении к ребёнку. Конечным итогом общения взрослого и ребёнка являются не плоские и поверхностные знания, умения, навыки, но формирование индивидуальности каждого малыша, развитие лучших нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности. Игра становится ключевым и объединяющим фактором взаимодействия взрослого с ребёнком. Именно через игру взрослый передает знания и опыт ребёнку, в свою очередь лучше узнавая внутренний мир малыша.  Именно благодаря игре нивелируется вероятный эгоцентризм   детей лучше формируется чувство дружеского плеча. Ребёнок и взрослый – друзья и товарищи. Педагогу интересен ребёнок, его точка зрения, он видит в нём своего юного коллегу, пытливого, сообразительного и мечтательного человека. Игра – основа жизни ребёнка.

Личносто-ориентированная модель общения ни в коей мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, напротив способствует лучшему проникновению знаний в ум и душу ребёнка.

Похожие статьи:
Скрапбукинг. Творим вместе с ребенком. (4880 Просмотров)
Дошколята > Развивающие игры
Скрапбукинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book — книга, т.е. «книга из вырезок») многие определяют как искусство. Оно заключается в умении создать уникальный фотоальбом. Люди, занимающиеся этим видом искусства,...
Какая молочная смесь лучше? (6466 Просмотров)
Грудной возраст > Питание
Перед тем как остановить собственный выбор на какой-либо молочной смеси, стоит посоветоваться с врачом. Приобретая молочную смесь, стоит внимательно изучить надписи на этикетках, где должна быть указана вся нужная...
Сыпь: какая она бывает? (5722 Просмотров)
Раннее детство > Здоровье
Сыпью врачи называют внезапно появившиеся изменения на коже.  Сыпью непременно сопровождаются десятки известных детских болезней и еще существует, по крайней мере, около ста, при которых сыпь возможна, но не...
Значение и способы общения с ребёнком до рождения (4629 Просмотров)
Беременность и роды > Подготовка к родам
Беременная женщина всем своим существом ощущает, что в ней зарождается новая жизнь. Поскольку их отделяет всего три триместра вынашивания плода, и сам ребёнок пока что формируется в утробе матери, то непосредственный...
Fly-мама или какая мама нужна малышу? (4138 Просмотров)
Планируем беременность > Молодая мама
С появлением в нашей жизни ребенка меняется все. Наши взгляды на жизнь, приоритеты претерпевают изменения и заставляют нас по-новому смотреть на обычные вещи. Ведь сейчас мы живем не только для себя, но и для ребенка. А...
 

Журнал Игры и игрушки