Делаем ребенку логопедический массаж
Редко кто из родителей задумывается о том, как развивается артикуляционный аппарат у ребенка. Ребенок растет, и в определенный момент он должен начать гулить, агукать, произносить слоги. В норме это должно произойти в течение первого года жизни. Но, увы, так происходит не всегда.
В 3 месяца ребенок уже гулит. Его речевой аппарат развивается, и малыш произносит все новые и новые сочетания и звуки. Если же даже в возрасте 9 месяцев ребенок не пытается лепетать какие-либо звуки – это повод для обращения к врачу.
Однако сильно волноваться тоже не следует. У каждого ребенка свой график развития, и опытный врач объяснит это родителям. Ребенок может долго и упорно молчать и затем вдруг начинает говорить целыми фразами. Но не нужно исключать и тот вариант, что в речевом развитии у ребенка есть некоторая задержка. Поэтому с малышом нужно начинать заниматься развитием речи.
Одной из составных частей таких занятий является логопедический массаж. В большинстве случаев он делается для развития артикуляционного аппарата и постановки звуков у детей 5-6 лет, в случае если речь развита слабо. Но логопедический массаж также делают и детям первого года жизни. Он приносит положительный эффект всему организму, активизирует деятельность нервной системы. И все это стимулирует интенсивное развитие речевых навыков у ребенка. Логопедический массаж делают детям на 9-10 месяце жизни, но никак не раньше, так как ребенок младшего возраста не готов к воздействию на его артикуляционные органы.
Перед началом сеансов массажа нужно получить консультацию логопеда. В большинстве случаев логопедический массаж делает сам врач-логопед. Массажу подвергаются лицо, голова, шея ребенка, а также язык, щеки, небо, губы. Поэтому для того, чтобы сделать логопедический массаж правильно, безболезненно и эффективно нужна помощь профессионала. Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышечной и мимической мускулатуры, улучшению работы артикуляционного аппарата.
После посещения сеансов логопедического массажа родители могут самостоятельно сделать некоторые несложные упражнения, такие как массаж щек. Его можно сделать при помощи шерстяной варежки, массируя щечки круговыми движениями, не травмируя кожу.
Хороший массажный эффект дают пощипывание щек, а также упражнение «поцелуйчик». Пальцами рук нужно свести губы ребенка в «поцелуй» и издать при этом звук «м-м-м». Возможно, скоро ребенок начнет повторять этот звук.
Одним из основных приемов массажа является похлопывание. Нужно пальцами несильно похлопать ребенка по губам, подбородку и щекам. Этот прием способствует активизации лицевых мышц.
Массаж рта производится с помощью специальных приспособлений, зубных щеток. В домашних условиях его выполнить сложно. Поэтому дома для тренировки, массаж рта заменяют применением прорезывателя или употреблением твердой пищи. С помощью этих приемов разрабатываются органы артикуляционного аппарата.
Курс логопедического массажа очень важно пройти вовремя. Активизация работы артикуляционного аппарата в раннем возрасте поможет ребенку начать говорить вовремя и предотвратить задержку речевого развития.